-->
О состоянии нефтедобычи и нефтепереработки в России и в других странах, о системе «Нефтеконтроль» и о том, какие вопросы действительно необходимо обсуждать для планомерного развития отрасли, в интерью Oil.Эксперт рассказала главный редактор журнала «ИнфоТЭК» Наталья Шуляр. Наталья является модератором сессии «Будущее нефтепереработки» на конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ».
— Наталья, на Ваш взгляд, насколько необходимы такие конференции для нефтяной отрасли?
— Такие конференции необходимы, но всегда нужно учитывать, для чего они проводятся и каков ожидаемый результат. К сожалению, на российском рынке проводится много мероприятий, которые носят больше тусовочный характер и несут мало смысловой нагрузки. Складывается такое впечатление, что проведением конференции и форумов занялись все, кому не лень. По теме состояния российского рынка нефтепродуктов за месяц, по-моему, 4 мероприятия. Теряют от этого и организаторы мероприятий, и участники рынка. Я уже неоднократно говорила о том, что необходима координация усилий в этом направлении российских участников, ведь зачастую на 95% это одни и те же докладчики от федеральных органов власти (ФАС, Минэнерго).
Анализируя собственный опыт, скажу, что на форумах «ИнфоТЭК», мы всегда стараемся сделать официальный итоговый документ, который направляется в правительство или президенту. Конечно, создание такого документа требует много сил и времени, поскольку мнение участников мероприятий могут кардинально расходиться друг с другом. Главное — в каждом форуме или конференции должна быть идея.
Касаясь конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ», проводимой eOil.ru и Oil.Эксперт, меня она привлекла широким кругом вопросов, который выходит за обычные рамки. Именно поэтому я и согласилась принять участие в этой конференции в качестве модератора. Может быть, от участников рынка мы получим новые мысли, которые ранее еще не озвучивались.
— Какова Ваша общая оценка состояния нефтепереработки в стране?
— Если смотреть по балансу, сейчас у нас есть некий профицит нефтепереработки. Мощности НПЗ позволяют перерабатывать 271 млн тонн нефти в год, мы перерабатываем 236 млн тонн в год. По объемам переработки мы занимаем 3-е место в мире, после США и Китая, а по качественной характеристике своего производственного потенциала (вторичных процессов) 67 место в мире – «прекрасный» результат! Это связано, прежде всего, с тем, что у нас просто старые заводы, около 80% НПЗ введены более 50 лет назад.
Последние полтора года Правительство уделяет большое внимание нефтепереработке, принимаются правильные протоколы и решения, если это все прочитать. Одним из первых техрегламентов был утвержден техрегламент, определяющий качество нефтепродуктов. 10 октября в Татарстане должны запустить нефтеперерабатывающий комплекс ТАНЕКО – первый крупный комплекс, построенный на основе частно-государственного партнерства.
— В последние годы происходит стремительное обновление кадрового состава нефтяных компаний, госструктур. Как это может повлиять на ситуацию в отрасли?
— Это весьма позитивно. В этой связи хочу отметить: очень хорошо, что в Минэнерго появился департамент нефтепереработки, потому что там долгие годы не было ни одного специалиста – нефтепереработчика и просто не к кому было обращаться c вопросами. Мы, как члены Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков России, разводили руками и не знали, кому писать. Сейчас, мы надеемся, что это поможет развитию нефтепереработки в «правильном» направлении.
— Мы получаем новости от нефтяных компаний о запуске новых установок, внедрения новых технологий на нефтезаводах. Ваша оценка работы ВИНК?
— Безусловно, модернизация заводов идет, и каждая крупная нефтяная компания вкладывает большие деньги. Я уже отметила Татарстан. Так вот, политика республики очень продумана, в частности, относительно и независимых компаний. Результат не заставил себя ждать: в Татарстане например малые нефтегазодобывающие предприятия чувствуют себя гораздо лучше, чем остальные на территории РФ.
Как видим, усилия в сфере переработки компании прилагают огромные, но все это не увязывается с реальным потреблением нефтепродуктов. Это отдельная проблема, она касается не только потребления топлива. К сожалению, система и методики учета у нас действуют еще с советских времен. На их основе и происходят расчеты балансов производства – потребления. А по сравнению с фактическим потреблением топлива в стране эти расчеты отличаются процентов на 30% и более. Это та цифра, которая проверялась нами в течение многих лет на базе наших исследований региональных рынков нефтепродуктов по заказам нефтяных компаний. Именно поэтому в конце октября на Международном нефтепродуктовом конгрессе, который мы будем проводить, отдельный день посвятим прогнозам потребления моторных топлив в России до 2020 г. Соберем всех крупных потребителей – пусть они выскажут свою точку зрения. Какой получится результат — сведется ли баланс – я даже сама не знаю, но думаю, мы разойдемся и с Энергетической стратегией, и с планами компаний. Но будет интересно – такого еще никто не делал.
— Со статистикой добычи сырья схожая ситуация?
— Да, у нас просто нет высокодостоверных данных по добыче нефти и попутного нефтяного газа. Это связано с отсутствием нормальной системы поскваженного учета. Тема эта детально освещалась на нашем форуме «Учет нефти и нефтепродуктов – 2009». Кто желает, может почитать материалы в журнале «ИнфоТЭК». Учет идет там, где уже товарная нефть идет в систему «Транснефти». Попытка ввести государственную информационную систему «Нефтеконтроль» – это попытка навести порядок, но это очень сложный процесс. Приведу примеры. Мы проводили форум по теме достижения 95% использования попутного нефтяного газа. По данным, Минэнерго, официально в факелах сжигается, порядка 13-14 млрд куб. м. в год, по данным космического зондирования Национальной океанической и атмосферной администрации США (NOAA) 45 млрд куб.м. (расхождение в 3 раза!!!). В то же время, по данным Ростехнадзора, на начало 2009 г. оснащено узлами инструментального учета было всего 48% факельных систем. То, что называется учетом – на самом деле таковым не является.
— У Вас большой скептицизм по поводу российского рынка нефтепродуктов как такового…
— Да, действительно, я считаю, что рынка фактически нет. Есть регионы, поделенные между нефтяными компаниями с некоторыми элементами конкуренции. На конференции я бы хотела обозначить и обсудить основную проблему нефтяного рынка: отсутствие конкуренции в сфере нефтепереработки. И отдельная проблема – строительство независимых НПЗ в регионах. Их почему-то все записали в мини-НПЗ ( и это при мощности 1,5-3 млн тонн) и начали прессовать со всех сторон, на самом деле проблема гораздо глубже… Тем более, что мы первые подняли эту проблему и провели 2 форума по этой тематике.
-«ИнфоТЭК Консалт» разрабатывает собственные методики оценки, в чем их особенность?
— Особенность очень простая. Когда мы мониторим региональные рынки нефтепродуктов, мы доходим практически до каждого потребителя, до каждого юридического лица. Мы их детально опрашиваем, а полученные цифры перепроверяются из других источников. Так, мы детально исследовали рынок мазута по России, опросили каждого потребителя, вышли на цифру порядка 13-13,5 млн тонн по потреблению мазута. Если мы возьмем официальные цифры, то они приближаются к 18-19 млн тонн – видите, какое расхождение! Хочу сказать, что по большому счету на государственном уровне потребителем никто не занимается, потребителя просто не слышат.
— А как Вы ведете мониторинг цен и как оцениваете возможности ценового мониторинга в России?
— Мы котируем в ежедневном режиме только нефть в период торговой сессии. Нефтепродукты мы даем в журнале по отпускным заводским ценам и по ценам свободного рынка, в том числе анализируем данные eOil.ru. Тот спотовый внутренний рынок нефти, который котируем мы более 10 лет, котируют агентства Argus, Reuters — это все одни и те же цифры c тем или иным уровнем приближения к действительности. Ведь реальных контрактных цифр никто не скажет. То, что называем мы и другие участники рынка, это примерные цифры. Хочу сказать, что наиболее точно оценивают ситуацию трейдеры и мы тесно с ними работаем. Многие тонкости на рынке, которые они знают, далеко не всегда доступны котировочным агентствам. Ведь трейдеры – они бьются за каждый рубль, и, конечно, ценовой информацией владеют и распоряжаются по-другому, они могут что-то сказать агентствам, а что-то не сказать.
Что касается новых IТ-инструментов для оценки рынка, считаем, что компания eOil.ru здесь впереди остальных. Хотелось бы, чтобы эти инструменты развивались и дальше и были востребованы участниками рынка.
— Компания «ИнфоТЭК» фактически была одной из тех, которые создавали рынок информации о нефтяной отрасли России. Напомните вкратце, с чего все начиналось? Как появилась идея создания такой структуры? Что виделось впереди, сбылись ли ожидания?
— В 1991 году я работала в Главном вычислительном центре энергетики РАО ЕЭС России, и он же обслуживал в то время Минтопэнерго. Министром был тогда Юрий Шафраник. Во время работы в ГВЦ я увидела, какой огромный поток информации по нефтяной отрасли туда поступает, но никак не систематизирован, не структурирован, никак не оформлен в какие-то выходные документы.
Имея за плечами опыт разработки Энергетической стратегии СССР, я подготовила министру Юрию Шафранику первый доклад «Итоги работы Минтопэнерго». Министр одобрил, и приказом по Минэнерго от 17 декабря 1993 года было создано агентство ИнфоТЭК как источник официальной информации центрального аппарата Минтопэнерго. С тех пор мы начали работать. Потом, в 1995 году, мы организовали «ИнфоТЭК Консалт». Тамара Левановна Канделаки, которая в тот период была вице-президентом Московской нефтяной биржи (МНБ), и стала одним из основателей нашей консультационной компании. Какой-то период, когда уже начал выходить журнал «ИнфоТЭК», мы были дочерней структурой ЦДУ ТЭК, но поскольку смена министров происходила настолько часто, что мы не успевали за пожеланиями каждого из новых министров – один хотел, чтобы мы были дочерней структурой, другой не хотел этого… Поэтому на сегодняшний день мы позиционируемся как независимый источник информации, как независимая консалтинговая компания, как журнал и как нефтегазовый институт.
Сбылись ли ожидания? Это отдельный большой разговор.
— Наталья, спасибо Вам за интервью и до встречи на конференции!
— Желаю делегатам успешной работы, надеюсь, наша сессия пройдет насыщенно и плодотворно!
Интервью подготовил Илья Альков
|