“Роснефти” удалось оспорить в суде отказ Минэнерго подтвердить добычу нефти на “Верхнечонскнефтегазе” в 2011-2013 годах. Компания пытается задним числом получить по этому активу льготу по экспортной пошлине, вернув себе из бюджета уплаченные 60 млрд руб. Но в Минэнерго собираются оспаривать решение суда, а юристы полагают, что само по себе признание факта добычи пока не приближает “Роснефть” к возврату денег, пишет “Коммерсантъ”.
Дочерняя структура “Роснефти” “Верхнечонскнефтегаз” (ВЧНГ) победила в апелляционной инстанции в споре с Минэнерго о возврате экспортной пошлины для нефти Верхнечонского месторождения. Апелляционный суд Москвы отменил решение первой инстанции, вставшей на сторону Минэнерго, и обязал министерство подтвердить, что ВЧНГ действительно в 2011-2013 годах добывал на месторождении нефть. Признание факта добычи нефти должно помочь “Роснефти” вернуть из бюджета переплату по экспортной пошлине — около 60 млрд руб. Но в Минэнерго уже заявили, что будут оспаривать решение суда в кассации.
ВЧНГ был активом ТНК-ВР, купленной “Роснефтью” в 2013 году. Месторождение (запасы 167 млн тонн нефти) находится в Иркутской области и может претендовать на льготную ставку экспортной пошлины, установленную для Восточной Сибири. По закону льгота дается месторождениям с “особыми физико-химическими характеристиками нефти”, список активов готовится Минэнерго и утверждается правительством. Чтобы снижать пошлину, недропользователь должен в частности до десятого числа месяца, следующего за месяцем предоставления льготы, подать в Роснедра данные о добыче нефти и ее характеристиках.
ТНК-ВР платило льготную пошлину по ВЧНГ до апреля 2011 года, после чего перестало подавать документы в Роснедра. По словам источников на рынке, это было частью давления российских акционеров компании (консорциум AAR) на британскую ВР (AAR и BP, владевшие по 50% компании, несколько лет конфликтовали), поскольку в это время AAR вел переговоры о консолидации 100% ТНК-BP. “Роснефть” после выкупа компании продолжила платить полную пошлину и лишь в январе 2015 года попыталась истребовать льготы для ВЧНГ задним числом, упирая на то, что срок возмещения излишне уплаченных налоговых платежей (три года) еще не истек. “Роснефть” хотела получить от Минэнерго подтверждение того, что на месторождении велась добыча льготируемой нефти в 2011-2013 годах, но министерство отказалось на том основании, что были пропущены сроки подачи документов.
Старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин отмечает, что сейчас в законе не определено, что ожидает нефтекомпании, если те пропустили срок подачи документов на подтверждение добычи. По его словам, Роснедра могут либо подтвердить факт добычи, либо отказать, если недропользователь не собрал все документы или дал неверную информацию: “Порядок не предусматривает возможности отказать в подтверждении только потому, что пропущен срок подачи. Роснедра же просто возвратили документы “Роснефти”, что, видимо, было негативно оценено судом”. Руководитель практики налогового и таможенного права юридической фирмы ЮСТ Максим Ровинский отмечает, что решение апелляции в любом случае не дает окончательного ответа на принципиальный вопрос: действовала ли вообще таможенная льгота для Верхнечонского месторождения в данном случае. “Поэтому “Роснефти” до возврата уплаченных пошлин еще очень далеко”,— полагает он.
|