В середине недели дефицит нефтепродуктов образовался в Москве. На некоторых автозаправках столицы фактически отсутствовал бензин популярных марок АИ-95 и АИ-98. Нефтяные компании признают, что проблемы с поставками существуют, но сваливают все на логистику и ажиотажный спрос. Независимые поставщики кивают на ВИНК, пишет РБК daily.
Топливный кризис, разразившийся в стране весной, столицу по большей части миновал, затронув лишь Подмосковье. Но, несмотря на меры, принятые правительством, он, похоже, пришел и в Москву. Информация о том, что на ряде московских заправок отсутствует 95-й бензин, стала поступать с вечера среды. Корреспонденту РБК daily не удалось заправиться сразу на трех заправках в ЦАО. Две из них принадлежали независимым продавцам, а одна «Роснефти». Вчера сотрудники издания столкнулись с той же проблемой на АЗС ЛУКОЙЛа. Причем на заправочных станциях последнего отсутствовал не только 95-й бензин, но и 98-й.
В компании объяснили нехватку топлива целым рядом причин технического, логистического и рыночного свойства. «Мы просто не успеваем его подвозить. Это связано в том числе с ажиотажным спросом и московским трафиком», — объяснили в ЛУКОЙЛе дефицит АИ-95 на АЗС группы. В компании также отметили, что если 24 июля через собственную сеть было реализовано 1155 т бензина, то 29 июля — уже 1835 т. В целом по сравнению с показателями прошлого года в июле продажа топлива увеличилась на 30%.
Повышенный спрос стал причиной отсутствия и АИ-98. Поставщики метилтретбутилового эфира, необходимого для производства этого типа топлива, в условиях ажиотажного спроса переориентировались на выполнение срочных договоров, заключенных с прочими потребителями по более высоким ценам, сказали в ЛУКОЙЛе. В компании рассчитывают, что уже сегодня продажи АИ-98 удастся возобновить.
С аналогичными трудностями столкнулись и в «Роснефти». В компании также сослались на проблемы с логистикой. «Такое случается, что бензовоз не подъехал вовремя, но никаких перебоев с самим бензином мы не испытываем», — заверили в корпорации. Прочие отечественные ВИНК сообщили, что проблем с обеспечением собственных АЗС в столице не имеют.
Независимые продавцы топлива также сетуют на проблемы с поставками бензина популярных марок. «Да, напряженность с обеспечением бензином АИ-92 и АИ-95 есть», — отметили в ООО «Магнум Ойл». В одной из трейдинговых компаний это объяснили тем, что крупные нефтяные компании, являющиеся монополистами на нефтяном рынке, обеспечивают топливом в основном только свои структуры.
«Дефицит создается из-за того, что ВИНК имеют возможность понизить цены на своих АЗС без значительного ущерба для себя. Независимые заправщики этого сделать не могут», — добавили в компании.
Как пояснил исполнительный директор Российского нефтяного союза Григорий Сергиенко, нынешняя ситуация вызвана тем, что владельцы независимых АЗС вынуждены закупать топливо у ВИНК по завышенным ценам. При этом перепродавать бензин приходится уже по заниженным ценам, поскольку крупные нефтяные компании в рамках установленных правительством ограничений сдерживают рост цен.
Примечательно, что разница в стоимости крупнооптовых партий для собственных сбытов ВИНК, как сетуют независимые продавцы, и мелкооптовых партий, предлагаемых на свободном рынке, достигает 5—6 тыс. руб. за тонну. При этом розничные цены на заправочных станциях крупных НК искусственно поддерживаются на 2—2,5 руб. за литр ниже цен на независимых АЗС.
«Оптовые цены в ТНК-BP и ЛУКОЙЛе высокие. И если независимые предприниматели будут закупать по тем ценам, которые предлагают им ВИНК, они не смогут конкурировать с ними, так как на их АЗС цены на бензин будут на 1—2 руб., но выше», — добавил представитель «Магнум Ойл». В ТК «Спектр» отметили, что на основной московской нефтебазе — Болодырская, где нефтепродукты между трейдерами распределяет «Газпром нефть», заявки аффилированных компаний чаще всего удовлетворяются на 100%, в то время как по заявке независимого трейдера на 300 т могут выделить всего 10 т. «В итоге те компании, заявки которых полностью удовлетворили, начинают устанавливать спекулятивные цены для независимых трейдеров. Остается либо покупать и работать себе в убыток, либо не покупать и вообще не работать», — подытожили в компании.
|